Начало осенней сессии Госдумы выдалось жарким. Депутаты с ходу включились в обсуждение острых тем, в том числе скачка цен на бензин и дизельное топливо, приступили к работе над проектом главного финансового документа страны на предстоящие три года.
О том, какие меры необходимо предпринять для стабилизации ситуации на топливном рынке, на какую поддержку может рассчитывать Вологодчина из федерального бюджета и не потеряла ли своей актуальности сформированная по предложениям жителей области «Народная программа» - мы говорим с депутатом Государственной Думы от нашего региона Алексеем Канаевым.
- Алексей Валерианович, резкое подорожание бензина и дизтоплива в конце лета- начале осени взволновало всех – автомобилистов, бизнес, сельхозпроизводителей, проводивших уборочную кампанию. Есть ли сегодня действенные меры для того, чтобы обуздать этот скачок цен?
Буквально с первых дней работы осенней сессии Госдума депутаты фракции «Единая Россия» несколько раз поднимали эту тему, чтобы разобраться, какие решения, в том числе, на уровне Минэнерго РФ, применяются и необходимо принять для того, чтобы снизить риски, сложившиеся на топливном рынке. Напомню, что в некоторых регионах наблюдался дефицит топлива. Где-то цены доходили до 90 и даже 100 рублей за литр на оптовом рынке. На заправках рост был не таким стремительным, но тоже очень чувствительным. При этом селянам надо было убирать урожай, и сельхозпредприятия были вынуждены покупать топливо по явно завышенным ценам. Причина заключается в том, что перекупщики стремились заработать сверхприбыль на международных рынках, где цена на топливо резко пошла вверх и значительно выше, чем у нас в стране. Поэтому, в том числе с подачи Госдумы, Правительством РФ были приняты радикальные решения для того, чтобы насытить российский рынок и снизить стоимость топлива. Мы придерживаемся формулы: цены на топливо на АЗС не могут расти выше уровня инфляции. Мы видим, что после введения полного запрета на экспорт стоимость бензина на оптовом рынке пошла вниз. Но, к сожалению, в рознице топливо пока дешевеет не теми темпами, на которые мы рассчитывали. В запасе у нас есть дополнительные меры по поддержке внутреннего топливного рынка, направленных на стабилизацию цен. Речь идет, например, о квотировании экспортных поставок, увеличении доли биржевой торговли топливом и так далее. Эти решения отчасти уже приняты, часть из них находятся на стадии обсуждения. Со своей стороны, мы продолжаем наблюдать за ситуацией для того, чтобы вмешаться в случае, если действующих мер будет недостаточно.
- Сейчас Госдума проводит детальную проработку бюджета на следующий 2024 год и плановый период 2025-2026 годы. Какие ключевые задачи закладываются в главный финансовый документ страны? На поддержку по каким направлениям из федерального бюджета сможет рассчитывать Вологодчина?
Традиционный и самый важный приоритет- выполнение государством всех взятых на себя обязательств перед гражданами нашей страны. Пенсии, заработная плата работникам бюджетной сферы, социальные выплаты должны обеспечиваться стабильно, своевременно и с учетом индексации. Здесь я бы отметил очень важное решение, которое по инициативе Президента уже учтено в федеральном бюджете — это повышение с 1 января 2024 года минимального размера оплаты труда на 18,5% до 19242 рублей. Этот показатель прямо влияет на размер заработной платы всех специалистов в ключевых бюджетных отраслях- образовании, медицине, социальной сфере. Данная индексация должна существенно перекрыть тот уровень инфляции, который мы наблюдаем в текущем году. Также это решение должно способствовать повышению реальной заработной платы. К слову, индексация пенсии уже предусмотрена в федеральном бюджете на 7,5%. И при принятии этой нормы средний размер пенсии в стране составит уже 23,2 тысячи рублей.
Второе направление- обеспечение технологического суверенитета, развитие целого ряда отраслей экономики, которые должны заместить ту продукцию, поставки которой нам пытаются перекрыть страны коллективного запада. И третье направление — это безопасность государства, куда входит полное обеспечение наших вооруженных сил, оборонной промышленности, участников СВО.
Что касается Вологодской области, то мы вместе с губернатором области Олегом Александровичем Кувшинниковым будем продолжать работу по привлечению федеральных финансов по всеми направлениям развития Вологодчины. И в особенности по тем программам, которые показали свою высокую эффективность и востребованность. Речь идет о дорожном строительстве. Мы видим, что опорная сеть региональных дорог за последние годы кардинально изменилась к лучшему. Сейчас идет речь о необходимости привести в современный вид межмуниципальные и муниципальные дороги. И на это необходима помощь федерального бюджета. Кроме того, закладывается финансирование и таких зарекомендовавших себя программ, как «Формирование комфортной городской среды», «Развитие сельских территорий», «Поддержка АПК» и так далее. Плюс новые инициативы. Например, одна из программ, очень интересная для Вологодской области, касается развития электротранспорта. Для Череповца это возможность продолжить обновлении трамвайного парка и начать капитальный ремонт трамвайных путей. Для Вологды - приобретение новых троллейбусов и модернизация необходимой инфраструктуры. Сюда же входит обновление автобусного парка для межмуниципальных перевозок пассажиров.
- В свое время вы активно занимались программой по капитальному ремонту школ при поддержке федерального бюджета. Какой эффект от неё получила наша область?
Действительно, программу мы начали обсуждать ещё в 2017 году. Это направление финансировалось тогда только из муниципальных бюджетов, возможностей которых очевидно недостаточно. За эти годы мы прошли серьезный путь от постановки проблемы до принятия федеральной целевой программы. Наш регион активно включается в эту работу. В нынешнем году капремонт проводился в двух школах. В следующем году работы предполагается провести уже в 16 школах. Помимо этого, в ближайшее время мы планируем включить в список капитального ремонта 42 объекта. Цель понятная- не только привести школы, многие из которых строились в 60-70- е годы, в нормативное состояние, но и сделать так, чтобы они соответствовали всем современным требованиям. При этом в Череповце, Вологде и муниципальных образованиях области продолжается и строительство новых учебных заведений. Задача – уйти от вторых смен в школах, и создать комфортную, благоприятную среду по единым стандартам во всех образовательных учреждениях России. Поэтому мы будем и дальше работать с Минпросвещения РФ по продвижению интересов нашего региона. Практика показывает, что те объекты, которые были включены в программу, ремонтируются в установленные сроки. Они находится на особом контроле депутатов Госдумы, которые вместе с представителями местных властей и подрядчиков внимательно контролируют и оперативно решают все возникающие вопросы.
- Вы возглавляете сразу два Экспертных совета Госдумы- по вопросам металлургической, горнорудной промышленности и тяжелому машиностроению, а также в совете по лесопромышленному комплексу. Эти отрасли находятся сегодня под сильным санкционным давлением. Насколько действенными оказались меры по их поддержке?
От работы этих отраслей во многом зависит состояние региональной экономики Вологодчины, наполнение бюджета, а, следовательно, и благополучие жителей области. Металлургия по- прежнему остается крупнейшим налогоплательщиком в регионе, лесной комплекс – один из ведущих работодателей. Начиная с 2022 года, обе эти отрасли оказались на острие санкционного давления. Сегодня мы видим, что и металлурги, и лесники к кризисной ситуации адаптировались. Те, кто вводил санкции, ожидал радикального сокращения объемов производства, вплоть до закрытия крупных агрегатов- коксовых батарей, доменных печей и так далее. Европейские эксперты даже прогнозировали, что металлургическая промышленность в нашей стране обвалится на 30-50%. Но ничего подобного не произошло. Не последнюю роль в этом сыграли высокий профессионализм коллективов предприятий, умение быстро мобилизоваться и сориентироваться в сложившейся ситуации, найти новые возможности и, конечно же, меры господдержки. Серьезная ставка сделана на импортозамещение комплектующих, запчастей и оборудования. Причем, задача, которую мы ставим на уровне Госдумы совместно с Правительством РФ — это не замена оборудования из недружественной страны на технические решения из дружественной страны, а все- таки создание собственных производств, чтобы необходимые компетенции были возвращены на территорию России. На переходный период, чтобы производства работами без сбоя и были обеспечены всем необходимым, введены механизмы параллельного импорта по тем агрегатам и оборудованию, которое перестало поступать на территорию нашей страны по официальным каналам. Кроме того, существенно расширен список мер поддержки нашим предприятиям, направленных на сохранение занятости и производственной устойчивости. Очень востребованным у наших производителей оказалось и субсидирование транспортных затрат поставок на новые рынки сбыта. Активно создаются новые транспортные коридоры, например, «Север- Юг», который свяжет нашу страну с Ираном, Индией, Африканским континентом и другими государствами, развиваются действующие логистические цепочки в направлении азиатских стран.
https://www.krassever.ru/article/rost-tsen-na-toplivo-ne-dolzhen-prevyshat-uroven-inflyatsii


